Дхарма

Дхарма: понятие, значение и смысл.

Понятие Дхарма противоположно значению слова Адхарма. В буддийских текстах санскритское слово дхарма употребляется в двух значениях – общепринятом в средневековом индуизме и специфически буддийском.

В первом случае оно означает «Закон«, «установление«, «учение«, и когда встречается в таком значении, то в литературе в европейских языках, если не переводится, то пишется, как правило, с большой буквы — Дхарма.

Символ Дхармы - Колесо Дхармы
Символ Дхармы — Колесо Дхармы

Во втором случае в буддологической литературе на европейских языках слово «дхарма» не переводится и пишется с маленькой буквы — дхарма. В текстах дхарма употребляется в обоих значениях.

Дхарма имеет значение «Закон», тремя же строками ниже употребляется как одно из базисных понятий буддийской философии.

В хинаяне дхарма – некая единичная (и единственная) истинно реальная сущность, «не рождающаяся» и «не исчезающая». Число дхарм бесконечно велико, и каждая является носителем какого-либо определенного качественного признака, и с этой точки зрения выделяются – в зависимости от школы – 75, 84 или 100 видов дхарм. Все сущее – временная (на одно мгновение) комбинация «волнений» некоторого количества дхарм (что является их «недолжным» бытием, «должное» состояние – покой). «Волнение» дхарм и характер сочетания этих «волнений» (т.е. мира) в данный момент бытия обуславливается комплексом причин, определяемым как карма.

В махаяне единственной истинной реальностью признается Будда в своей базисной ипостаси, «теле Дхармы», а дхармы, как и все единичное без исключения, трактуются в качестве условно-реальных (или нереальных) сущностей.

Почти во всех китайских и буддийских школах дхарма толковалась в рамках махаянской традиции, что привело к известному переосмыслению этого понятия: дхармы стали пониматься как вещи и явления, совокупность которых является земным миром в его конкретном, повседневном бытии.


Добавить комментарий